Предисловие

Со школьных лет мы привыкли понимать под мифологией древние, преимущественно греческие и римские сказки о богах, о сотворении мира и подвигах великих героев.

Но мифологические представления присутствовали в духовной жизни всех народов, во все времена. Просто цивилизованный мир очень долго не замечал этого факта.

Сравнительно поздно, в XIX веке, в научный обиход вошли мифы Древнего Египта, Месопотамии, Скандинавии, а затем, уже в XX, веке стали доступны мифы других народов мира. Изучение древних и современных мировых религий (брахманизма, зороастризма, даосизма, буддизма христианства, ислама) показало присутствие и в них мифологической основы.

Древняя мифология питает не только религию, но и искусство; литературу, музыку, живопись. Во все времена великие поэты, композиторы и художники выражали свое отношение к идущему из глубочайшей древности знанию человечества о космосе, природе и месте в ней человека

Мифология народов Сибири, как впрочем, и их история, до сих пор была доступна лишь узкому кругу специалистов (археологов, этнографов, философов). Но научное познание мифа, лишенное эмоциональности, не дает возможности воспроизвести миф, погрузиться в его атмосферу для этого требуются иные, художественные средства. К тому же наука не обладает всей полнотой знаний о запечатленном в мифах и сказках древнем восприятии мира, не дает никаких сведений о мыслях и чувствах наших предков и поэтому любой логический анализ - не более чем версия того, что было на самом деле. Все наши рассуждения о древних мифах - современный миф о древности.

Миф - не логичен, загадочен и эмоционален. Как оценить то, что расширяет внутренний мир человека, наполняет его смыслом и гармонией?

Мифы народов Сибири обладают удивительной силой и очарованием. Это сплав древнейших сказок человечества - верований каменного века с духовным наследием индо-иранской цивилизации.

В последние годы в искусстве Сибири все четче проявляется стремление художников, музыкантов и литераторов проникнуть в загадочный мир этого мифа. Конечно, речь идет не об открытии утраченной древней мифологии, но о создании новых (мифологичных по своей сути) взглядов на мир, природу, космос.

Как относиться к новой мифологии? Принять как данность или отвергнуть как фантазию? Простого ответа на этот вопрос нет и не может быть. Современный мир приемлет от искусства только прагматические спекуляции на эмоциях и чувствах человека. А от художника - эмоциональной убедительности и все новых и новых неординарных поступков. А нечто большее, стоящее за всем этим - искусство так и остается искусством, его удел - вечность. В наше время новое в искусстве - большая редкость, и оттого ценность любого прорыва в неизведанные миры чрезвычайно велика.

Мы все еще очень мало знаем о Сибири, о ее истории и древней культуре. Наглядно и образно представить саму сказочную интонацию, присущую духовной культуре древности, - вот цель издания этой книги-альбома.

К тому же это просто интересно. Возвращение древних сказок, древнего миропонимания обогащает нашу жизнь, делает ее полнее и осмысленнее.

"Древняя сказка Сибири", основанная на лунном зодиаке, - забытая ныне мистерия древних богов нашей земли.

Человек слаб.
Живет он на земле.
Но душой подобен богам.
Чтобы обрести силу богов,
Человек обязан разделить с ними
Ответственность за судьбу мира.

Ыэртан Каолта